Впечатления от этого места, как правило, делятся на две категории: восторги и ужас. Себя я отнесу к первой, ибо человеческие кости, тем более в таком живописном виде и месте, меня не пугают, а подобных мест я знаю лишь два, это и еще есть парижские катакомбы.
Это вам не замки, соборы и музеи, которых полно, это место необычно, красиво и интересно.
Есть различные истории и версии возникновения костницы, они немного отличаются деталями, но в них есть много общего. Для желающих разобраться в инете полно инфы.
Для ленивых попробую изложить одну из них.
Когда-то, давным-давно аббат с трудновыговариваемым именем или фамилией Йиндржих вернулся из Израиля и привез немного святой земли с Голгофы, которую и разбросал по кладбищу около монастыря. Что тут началось, все сразу решили, что теперь это святое место и бросились хоронить там всяких знатных людей, причем не только их Чехии, но из соседних стран, такое популярное место стало, пример грамотного маркетинга в действии.
И вот, когда в 1218 году уже не до излишеств всяческих стало, потому что кругом чума косила всех направо и налево, место на кладбище кончилось, ну и решили хоронить по второму разу, а первых постояльцев могил, точнее их кости, просто в подвалы часовни сбрасывали, подвалы эти костницами как раз и назывались.
Таким нехитрым образом земли Седлецкого монастыря шесть раз перепродали и использовали. В результате этой безудержной деятельности в подвалах скопилось офигенно много останков, чего-то около 40 тысяч комплектов.
А тут уж и 1511 год, когда некий подслеповатый монах решил навести порядок в подвалах и занялся сортировкой костей. Причем, собирать комплекты, ясное дело он не мог, не те времена были, а потому раскладывал он кости по типам, подозреваю, что вообще на ощупь это делал, как получится. Однако, в итоге его деятельности по углам подвала образовались четыре пирамиды из костей высотой по 2-3 метра каждая. На фото одна из них.
Когда монах помер, пирамиды рушить было не досуг, но церковь прикрыли, от греха подальше, аж на 350 лет. И только в 18 веке, когда земли с монастырем стали принадлежать князю Шварценбергу, а он, как известно, был довольно деятельным мужчиной и решил все своё хозяйство привести в порядок. Для этого дела он отрядил местного резчика по дереву Франтишека Ринта, чтоб тот красоту и лоск навел в церкви и в подвалах этих невероятных, в частности.
Франтишек подошел к процессу основательно, для начала, все кости, во избежание различных последствий он вымачивал в хлорной извести, а уж потом творил свои шедевры, главным из которых стала люстра. В этом диковинном предмете интерьера использованы абсолютно все кости человеческого скелета, не забыли даже про маленькие фаланги пальцев и копчиковые кости.
Ну и все остальное убранство также сделано с любовью к деталям.
Например, во многих замках да и вообще в Чехии часто встречается герб этого самого Шварценберга, на одной из четвертей которого изображен ворон выклевывающий мозг турку (надо заметить, что турок очень смахивает на запорожского казака). Так вот, ясное дело, что повесить просто нарисованный герб в костнице признак дурного вкуса, а мы говорим о Шварценберге, который был ой как непрост, а потому, герб исполнен также из костей со всеми деталями и подробностями, даже турок с чубчиком удался на славу.
Часть интерьера не дает забыть, что все таки мы находимся не просто на складе костей, а в самом настоящем соборе, а значит, должны быть непременные атрибуты подобного места.
Вроде бы есть некое противоречие канонам религии, о том, что останки должны быть преданы земле, но, насколько я слышал, тут есть решение, которое заключается в том, что тут все перемешано и соблюсти традиционные формальности просто не получится. Да и, если подумать, все процедуры уже были выполнены при захоронении в первый раз. Ну и вроде как существует предположение, что они просто ждут своего часа, как и их коллеги на Голгофе.
Есть мнение, что костница в Кутна гора символизирует смерть, о которой не стоит забывать, ведь именно она помогает ценить жизнь и быть благодарными за каждый день и миг, вроде этих популярных статусов ВКонтакте "Пока ты недоволен жизнью, она проходит". Не скажу, что посещение этого места так уж помогало почувствовать суть этого философского размышления, но впечатлило однозначно.